Композиты из базальта конкурируют со сталью

Инновации и наноматериалы в гражданском строительстве: дань моде или веление времени?

Каким должно быть жилье человека и жилая застройка в век информационных и нанотехнологий? Чего ждет заказчик — то есть мы с вами? И что может ответить на эти ожидания российская стройиндустрия — сегодня и в ближайшем будущем?

За «круглым столом» в медиа центре «Российской газеты» поделились своим видением ситуации генеральный директор компании «Гален» Валерий Гуринович, заместитель директора по развитию группы компаний «Мортон» Елена Пантелеева, генеральный директор компании «Стройлаб» Полад Салих-заде, генеральный директор компании «Акрилан» Олег Кузин. Начальник департамента архитектуры и строительства Томской области Дмитрий Ассонов присоединился к нам по видеосвязи. И Томск, и руководители компаний приглашены к разговору потому, что уже не первый год вовлечены в проекты РОСНАНО, связанные с проектированием, строительством и ремонтом жилья, созданием новых материалов.

— Использование инноваций в домостроении, включая нанотехнологии, ведет к повышению комфорта, поднимает энергоэффективность, улучшает экологические параметры жилища. Но как сделать, чтобы потребитель не платил за это втридорога? ВАЛЕРИЙ ГУРИНОВИЧ: Любой застройщик задумывается над тем, как сделать возводимое жилье дешевле. Но при этом надо иметь в виду, что строительная отрасль очень инертна. Вкупе с определенной ментальностью это тормозит, и очень сильно, внедрение инновационных продуктов. Сегодняшняя нормативная база позволяет строить неэффективно, абсолютно не инновационно. И когда мы говорим о том, увеличится или уменьшится стоимость жилья с применением инновационных материалов, могу вам ответить однозначно: ни один инновационный материал не может быть применен в строительстве, если он не будет дешевле традиционного.

Если стройкомплекс в силу сложившихся традиций инертен, надо ли его «побуждать» к инно- вациям? И что в таком случае стоит за решением Москвы отказаться в 2016 году от использования в домостроении морально устаревших панелей?

ПОЛАД САЛИХ-ЗАДЕ: Насколько я понял, речь идет о тех видах железобетонного строительства, которое не отвечает новым требованиям. А требования достаточно простые: свободная планировка, новые фасады, подъездные пути, паркинги, новые зоны рекреации. Многие ДСК до сих пор используют старые серии и технологически не готовы переходить на новую панель. Если не будет переходных «каникул», весьма вероятно, что кто-то с рынка уйдет, отдав свою нишу более технологичным компаниям.

ЕЛЕНА ПАНТЕЛЕЕВА: Сейчас используются преимущественно трехслойные панели. Один слой — это цветной бетон, который идет на фасадную часть. В срединной части используются эковата и полистирол. Третий слой — несущая конструкция непосредственно панели, бетон. В группе «Мортон» работают над тем, чтобы уйти от минваты и от полистирола, заменив их на другиематериалы. Задача — сделать эту панель однослойной. Это очень упростит технологию изготовления, соответственно упадет себестоимость.

— Нанотехнологии при этом используются?

ЕЛЕНА ПАНТЕЛЕЕВА: Конечно. Одновременно с несколькими компаниями идет работа по созданию наноцемента. Его применяют в военном строительстве, где нужна повышенная прочность. В жилищном строительстве такие бетоны пока не использовались. Но мы прорабатываем эти варианты — естественно, с модификациями для гражданского применения. То есть планируем использовать наноцемент в создании однослойной панели.

— А что привносит в проекты, поддержанные РОСНАНО, компания «Акрилан»?

ОЛЕГ КУЗИН: Мы выпускаем водные дисперсии полимеров. Как основа — это лакокраска: декоративная, водная, экологически чистая, безопасная. Кроме того, взаимодействуем с компанией «Мортон» с ДСК «Град» по применению нового вида суперпластификаторов бетона. Это поликарбаксилатные пластификаторы, они наноструктурированы, используются вместо нафталина — сульфанатных пластификаторов, которые широко распространены в России, а в Европе постепенно запрещаются.

— В чем плюсы от применения таких нанопродуктов — например, в составе бетона?

ОЛЕГ КУЗИН: Главный — это экологичность. Тем самым мы повышаем экологические нормы и параметры, поскольку старые пластификаторы в своем составе содер- жали серную кислоту. Да, ее концентрация — в пределах норм, но они будут неизбежно ужесточаться. И к этому надо быть готовыми.

— Пришло время дать слово Томску. Какие нанопроекты реализуются в стройкомплексе области?

ДМИТРИЙ АССОНОВ: Нам предложили проект на проведение ремонта типового 5-этажного дома серии 467. Таких домов в Томске около двухсот. И, думаю, они не только в нашем городе есть. Задача — показать, как из типовой панельной пятиэтажки можно сделать энергоэффективный дом. Уже есть проект применительно к ремонту этого конкретного дома, сейчас он на стадии экспертизы.

Какие решения для этого дома предлагаются вместе с ремонтом? Во-первых, для усиления стен жилого здания в типовой проект внесены решения на основе систем внешнего армирования из углеродных композиционных лент, инновационная система утепления. Во-вторых, для утепления кровли и отмостки дома запроектирован вспученный вермикулит, а также композитная сетка ROCKMESH. Также предполагается использовать стеклопакеты с низкоэмиссионым стеклом и стеклопластиковым профилем. Плюс — для наружного и внутреннего освещения запроектированы решения на основе светодиодных светильников.

— Вы упомянули стеклопакеты с низкоэмиссионным стеклом. А что или кто мешает устанавливать такие же в других домах? ДМИТРИЙ АССОНОВ: Никто не мешает. И на отдельных объектах такие стекла устанавливаются. Вы, на- верное, удивитесь, но основным движителем инноваций у нас в городе стали сами потребители. Даже рядовые жители научились считать, во что обойдется дальнейшая эксплуатация дома. Обычно мы строительство рассматривали в отрыве от эксплуатации. Причем очень часто считали необходимым снизить стоимость строительства — чтобы получить квадратный метр подешевле. А теперь многие горожане осознали, что вложение на стадии строительства позволяет сэкономить, причем гораздо больше, на стадии эксплуатации.

— А есть ли на уровне города, области программы субсидий для покупателей такого инновационного жилья или, наоборот, преференции для строительных компаний, чтобы снизить их затраты, а значит — и конечную стоимость дома, квартиры, квадратного метра?

ДМИТРИЙ АССОНОВ: У нас работает программа по возмещению затрат по процентным ставкам за кредиты на модернизацию производства. В том числе благодаря этой программе Томский ДСК кардинально обновился. От комбината 20-летней давности ничего не осталось — теперь у них суперсовременное оборудование и суперсовременные технологии, что дает плюс при строительстве панельных зданий. Если у нас 15 — 20 лет назад панельное жилье почти не продавалось, то сегодня оно расходится как горячие пирожки. Потому что это панель уже другого качества.

Сейчас в области реализуется программа «Жилье для российской семьи» в рамках общегосударственной программы доступного жилья. И это — реальная помощь застройщику, потому что позволяет снижать стоимость квадратного метра. По ней для покрытия расходов на инженерную инфраструктуру застройщику выделяется 4 тысячи рублей на квадратный метр жилой площади строящегося дома.

— Важный для понимания опыт накоплен и в Ульяновской области, где работает компания «Стройлаб» и создан профильный наноцентр, специально «за- точенный» на строительство. Какие тут приоритеты?

ПОЛАД САЛИХ-ЗАДЕ: С 2012 года, когда строительство стало отдельным направлением R&D в Ульяновском наноцентре, мы сконцентрировались на вопросах экологии жилья и его комфортности. У нас есть стартапы, которые разрабатывают такие продукты, как без фенольная древесина, ДСП, ДВП, а также свободные от фенолов теплоизоляционные материалы — это компания «КРЕЛАН». Создан стартап по производству экологически чистых декоративных покрытий — компания «ЛКМ-Поволжье», продукция которой применяется для отделки строящихся домов в Ульяновской области. Также ведем и свою «линию комфорта» в отношении жилья. Это разного рода «умные» решения, датчики бесконтактные, электрообогреваемые краски, теплые покрытия, теплые стены и полы, эффективные покрытия, которые позволяют изменять цвет под воздействием электричества.

ВАЛЕРИЙ ГУРИНОВИЧ: Фирма «Гален», которую я представляю, с 2011 года является портфельной компанией РОСНАНО. Опыт показывает, что такой институт развития очень нужен в России — без него многие перспективные идеи зачахли бы на корню. Мы, в частности, получили большое подспорье при выходе на зарубежные рынки. Да и сотрудничество с группой компаний «Мортон» завязалось благодаря РОСНАНО.

Сейчас во взаимодействии с ДСК «Град» внедряем сразу четыре инновационных продукта.

Мы вынуждены постоянно думать об экономике, потому что конкурируем со стандартным классическим продуктом — в нашем случае это металл. Предлагая в качестве альтернативы композитные изделия на основе базальтового волокна, мы понимаем, что лоббистские возможности металлургических компаний куда более развиты. Но, как видите, живем и боремся. Верю, что уже скоро, перейдя в отработке технологий определенный Руби кон, когда производство будет не штучным или мелкосерийным, а индустриальным, мы сможем заявить о себе в полный голос и предложим разработки второго и третьего поколений.